Организация развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ № 35 «Соболек»

Возрастная группа

Образовательная область

Пространственная организация (центры)

Особенности организации ППС

1 младшая группа

Социально – коммуникативное развитие

Центр игры

 

 

Центр конструирования

Центр сюжетно- ролевых игр содержит атрибуты к сюжетно- ролевым играм «Семья», «Кафе», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», наборы детской мебели, предметы заместители, предметы ряжения, специальные наборы для игр «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Кафе»

Центр конструирования содержит трансформируемые атрибуты к сюжетно – ролевым играм «Гараж», «Автобус», наборы мелких игрушек для обыгрывания, крупный лего-конструктор.

Познавательное развитие

Центр природы

Центр сенсорного развития

Центр экспериментирования

 

Центр «Мы помощники»

Центр природы состоит из комнатных растений, оборудования по уходу за комнатными растениями, природного материала для ручного труда, набор иллюстраций о растениях, животных, птицах, дидактические и настольно – печатные игры по ознакомлению с окружающим миром.

Центр сенсорного развития включает в себя дидактические игры, пирамидки, сенсорные домики, «Застежки», «Шнуровки», крупная и мелкая мозаика, крупные пазлы.

В центре экспериментирования помещены наборы игрушек для опытов с песком и водой, дидактические игры.

В центре труда необходимое оборудование для трудовой деятельности (тазы, фартуки, салфетки, губки для протирания пыли).

Речевое развитие

Центр книги

В центре помещены стеллажи с подборкой литературы по календарно – тематическому плану, тематические наборы иллюстраций, демонстрационный материал по развитию речи.

Художественно – эстетическое развитие

Центр творчества

Центр музыки

 

Центр конструирования

 

Центр творчества содержит оборудование для самостоятельного творчества детей (лепки, рисования, аппликации), канцелярские принадлежности для продуктивной деятельности детей, альбомы «Народное творчество», раскраски и трафареты по возрасту, печатки и штамповки.

Детские игровые музыкальные инструменты, дидактические игры, атрибуты к подвижным музыкальным играм.

В центре конструирования находится разнообразный конструктор разного размера и из разного материала.

 

Физическое развитие

Центр здоровья

 

 

В центре физического развития расположен спортивный инвентарь для подвижных и малоподвижных игр с детьми, нетрадиционное спортивное оборудование, массажные коврики для закаливающих процедур.

2-я младшая группа

Социально – коммуникативное развитие

«Центр сюжетно-ролевых игр»

 

 

«Центр театр»

Центр расположен в группе и занимает большую часть групповой комнаты. Имеется необходимое оборудование для сюжетно-ролевых игр в «Семью», «Парикмахерскую», «Магазин», «Больница», «Дом», подобраны тематические коллекции игрушек, имеются наборы детской мебели, играм «Гараж», «Автобус», «Пароход» и др. демонстрационные картины, плакаты и макеты по ПДД, наборы мелких игрушек для обыгрывания построек  полифункциональны, периодически дополняются и обновляются.

Центр театр содержит оборудование для театральной деятельности (Магнитный театр, театр на фланелеграфе, теневой театр, ручной театр)

Познавательное развитие

« Мы юные экологи»

 

«Центр детской исследовательской

деятельности»

«Центр конструирования»

 

Центр сенсорного развития

 

Центр формирования математических представлений и логики

Центр природы состоит из комнатных растений, оборудования по уходу за комнатными растениями, календаря природы, природного материала для ручного труда, книг энциклопедий о природе, наборов иллюстраций о растениях, животных птицах и т. д. Дидактических и настольных игр экологического содержания.

Центр исследовательской деятельности включает различные материалы: образцы ткани, лупы, воронки, баночки с сахаром, солью, крупы, природный и бросовый материал, мерные стаканчики, песочные часы, формочки, таз для экспериментирования с водой, фартуки. Дидактические игры. Центр является мобильным, трансформируемым, доступным.

В центре конструирования находятся крупный конструктор из разного материала.

Центр сенсорного развития включает в себя различные шнуровки, крупные, средние мозаики, пособия и дидактические игры. Центр расположен в легкодоступном месте, трансформируем.

Центр включает в себя игры по развитию у детей математических способностей («Один – много», «Часть и целое», «Время», «Математическая мозаика», «Решаем сами»), объемные геометрические фигуры, счетный материал, раздаточный материал на каждого ребенка, счетное пособие на развитие логического мышления.

Речевое развитие

Центр книги

 

Центр развития речи

 

 

В центре помещены: стеллажи с подборкой литературы по календарно-тематическому плану , дидактические игры по познавательной и речевой деятельности, тематические наборы картин и иллюстраций.

Демонстрационный раздаточный материал по развитию речи. Диски с записью литературных произведений по программе.

Настольные печатные игры: «Домик настроений», «Мои любимые сказки», Лото «Кем быть?», «Почемучка»

В центре помещены дидактические игры по познавательной и речевой деятельности («Определения», «Что из чего», «Четыре слова – уже рассказ», «Мои первые предложения», «Расскажи сказку» и т.д.), наглядно-дидактические пособия, серии сюжетных картинок, тематические наборы картин и иллюстраций.

Художественно – эстетическое развитие

«Центр творчества»

 

 

«Музыкальный центр»

 

«Центр театра»

Центр творчества содержит оборудование для самостоятельного творчества детей (лепка, рисование, аппликация), канцелярские принадлежности для продуктивной деятельности детей, материалы для нетрадиционных техник по изодеятельности (поролон, ватные палочки, штампы, губки, ватные диски), раскраски, трафареты по возрасту детей. Центр расположен в легкодоступном для детей месте, мобилен.

Центр музыкальный содержит оборудование для самостоятельной музыкальной деятельности (музыкальные инструменты, музыкальные книги), дидактические игры по музыкальному воспитанию («Кто как кричит», «Музыкальные инструменты», «Птицы и птенчики» и др.), портреты композиторов, магнитофон, диски с классической музыкой и детскими песнями.

В театральном центре помещены ширмы для настольного театра, костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок, куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра. (плоскостной, пальчиковый, кукольный, настольный, перчаточный)

Физическое развитие

«Физкультурно-оздоровительный центр»

Центр включает в себя удобные стеллажи, заполненные спортивным инвентарем, атрибутами для подвижных и малоподвижных игр, нетрадиционным спортивным оборудованием. Также в наличии имеются мягкие модули, массажные и ребристые коврики для закаливающих процедур.

Средняя группа

Социально – коммуникативное развитие

Центр  сюжетно-ролевых игр

(центр для мальчиков)

(центр для девочек)

Центр конструирования «Маленький строитель»

Центр труда

Содержит: для сюжетно – ролевых игр:

  1. «Больница», «Аптека», «Скорая помощь»: таблетки, баночки с лекарствами, «витамины», капельница, щипцы, пробирки, марлевые повязки, тонометр, шприцы, ножницы, очки, компьютер, телефон, халаты, шапочки.
  2. «Супермаркет»: халаты, калькулятор, касса, весы, сумки, карточки для оплаты, деньги, наборы продуктов, предметы – заместители, мобильный стол – прилавок.
  3. «Салон красоты»: ножницы, расчёски, телефон, наборы резинок, фен, бигуди, фартуки, образцы с причёсками, макияжем.
  4. «Дом», «Детский сад», «Мастерская», «Кафе»: стол, стулья, кровати, диван, кухня, шкаф для кукольного белья, гладильная доска, плита, швейные машинки, телефон, наборы посуды, одежда для кукол, куклы, набор инструментов, предметы – заместители наборы игрушек «Люди», «Животные», утюги, гладильная доска, наборы постельных принадлежностей, коляски, муляжи продуктов питания.
  5. Для режиссёрских игр: маски животных, уголок ряжения: юбки, шляпы, кепки, кофты, заколки, ободки, куски ткани.
  6. Ширма для изменения пространства.
  7. Наборы игрушек «Сказочные персонажи».

Атрибуты к с/р играм: «Дорога», «Корабль», «Автомастерская»: специализированный транспорт, наборы транспортных средств разного вида: кораблик, поезд, машины, самолёт, автобус, дорожные знаки большие и маленькие, наборы мелких игрушек для обыгрывания: «Люди», «Инструменты», дорожное полотно, руль, штурвал, бинокль.

Для развития детского конструирования  имеются:

  1. Различные виды конструкторов («Лего», деревянные строительные наборы (окрашенные и неокрашенные),
  2. Крупный деревянный и пластмассовый строительные наборы, плоскостные конструкторы и т.д.)

В  наличии оборудование для организации труда в природном уголке, на огороде,  хозяйственно-бытового труда, (ведёрки, лопатки, формочки); клеёнки для стола, тазы для воды, губки, салфетки.

Познавательное развитие

«Мини  лаборатория»

 

 

 

 

 

 

Центр природы

Центр сенсорного развития

 

Центр интеллектуального развития

 

 

Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности, представлений об окружающей природе и в целях развития их интеллекта детям предлагаются природный материал и оборудование для экспериментов, модели для проведения опытов: алюминиевые трубочки, деревянные палочки, железные брусочки, стекло; сачки, образцы ткани, кусочки проволоки, резина, магнит, различная бумага, лупа, воронка, пробирки, перья, водяная мельница. Мельница для воды и песка, чашечки для опытов. Баночки с сахаром, солью; шумовые коробочки, мерные стаканчики, таз для экспериментирования, фартуки, открытки – иллюстрации камней.

  1. Комнатные растения, оборудование для ухода за ними: салфетки, лейки, опрыскиватели);
  2. Календарь природы; дневник наблюдений;
  3. Иллюстрации с изображением природных явлений и природы;
  4. Иллюстрации с изображением животных, птиц, рыб;
  5. Альбомы: «Птицы», «Рыбы», «Наш двор», «Водные обитатели», «Наш зоопарк», «Цветы» и т.д.;
  6. Природный материал: шишки, скорлупа орехов, ветки, засушенные листья и цветы, «Гербарий», сосновые иголки, репейник, камушки, ракушки;
  7. Плакаты – пособия: «Дикие и домашние животные», «Грибы»;
  8. Объемные пособия;
  9. Энциклопедии;
  10. Дидактические игры;
  11. Стихи и загадки;
  12. Дидактический материал по временам года.

Разнообразные виды мозаик, пазлы, лото, различные по форме, цвету и материалу игрушки, развивающие игры.

Представлены игры на формирование элементарных математических способностей, игры на развитие логического мышления (игры-головоломки, лабиринты ит.д.), интеллектуальные игры: шашки, шахматы.

Речевое развитие

Центр книги «Мудрая сова»

 

Цент «Развиваем речь»

Центр для прочтения любимых сказок и рассматривание иллюстраций, для д/игр.

Подобран  иллюстративный материал к знакомым произведениям; наборы сюжетных картинок по разным темам; альбомы для словотворчества; наборы «Сказки в картинках», картотеки загадок, потешек, скороговорок; настольно-печатные игры: «Любимые сказки», «Скажи наоборот», «Копилка слов в картинках», «Речевые логические задачи», «Загадки», и другие; художественные произведения русских и зарубежных писателей, басни, сказки, рассказы, стихотворения.

Художественно – эстетическое развитие

Центр творчества «Очень умелые ручки»

 

 

 

 

Центр «Музыкально – театральный калейдоскоп»

 

Подобран  материалами для организации самостоятельной и совместной деятельности (бумага разной фактуры и размеров, разноцветная бумага, пластилин, карандаши, краски, кисти, цветные мелки, копирки, глина, штампы, трафареты, восковые мелки, губки, ватные палочки, природный и бросовый материал, картины разных жанров; предметы  и пособия народно-прикладного искусства).

Уголок музыкального – театрального развития  способствует формированию интереса к музыке, театру, знакомит с музыкальными инструментами и разными видами театра (настольный, пальчиковый, плоскостной, театр на фланелеграфе, теневой театр, театр мягкой и резиновой игрушки, театр «Би – ба – бо», шапочки героев сказок);  развивает игровое творчество: в наличии  детские музыкальные инструменты. Музыкально-дидактические игры («Матрёшки – весёлые подружки», «Клоун весёлый и грустный», «Узнай инструмент») и пособия, музыкальные игрушки, портреты композиторов, фонотека с образцами музыки для детей.

Физическое развитие

Физкультурно-оздоровительный центр «Спортландия»

В центре физического развития размещено спор­тивное оборудование для подвижных и малоподвижных игр, для укрепление здоровья и закаливание организма детей.

Старшая группа

Социально – коммуникативное развитие

Центр игры

Центр с/р игр расположен в игровой зоне содержит трансформируемые и полифункциональные атрибуты.

(«Строитель», «Парикмахерская» - «Дом моды», «Супермаркет» - «Магазин», «Больница» -  «Скорая 03», «Семья» - «Дом» - «Детский сад на дому», «Почта», «Автоцентр» - «СТО»). Имеются наборы детской мебели, детской посуды, предметы-заместители, предметы ряжения, куклы, машины, наборы мелких игрушек для обыгрывания, дорожные знаки.

Познавательное развитие

Центр природы

 

Комнатные растения, оборудование по уходу за комнатными растениями, календари природы, дневники наблюдений, природный материал для ручного труда, книги и энциклопедии о природе, иллюстрации о растениях, животных, птицах.

Искусственные растения для оформительских и учебных целей (сравнение объектов по признаку «живое - неживое»).

Сезонные растительные объекты (весенний огород – посадка лука, укропа, петрушки, проращивание бобов, гороха для наблюдений).

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром.

Альбомы: Речевые и логические стихи, загадки, народные приметы.

Также имеется все необходимое оборудование для самостоятельной, коллективной трудовой деятельности (тазы, фартуки, ветошь для протирания пыли, тряпочки, мисочки, палочки для рыхления, почвы, лейки, опрыскиватели).

Речевое развитие

Центр книги

 

 

 

Центр «Развиваем речь»

Удобная мебель для детей, полка с подборкой литературы по календарно-тематическому плану и по возрасту детей. Сказки народов мира, русские, зарубежные авторы. Портреты писателей, иллюстрации.

Картотека дидактических игр по развитию речи в соответствии с тематикой, настольно-печатные игры.

Наглядно-дидактическое пособие (рассказы по картинкам – Зима, Весна, Осень, Лето),

Уроки безопасности «как избежать неприятностей».

Игры по подготовке к обучению грамоте.

Демонстрационный и раздаточный материал по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, аудиокассеты к образовательной деятельности по программе.

Художественно – эстетическое развитие

Центр творчества

 

 

 

 

школе грыппаая алоподвижных игр, оборуЦентр музыкально-театральной деятельности

Оборудование для самостоятельной деятельности детей (лепки, рисования, аппликации, ручного труда): канцелярские принадлежности (простые графитные карандаши по количеству детей, наборы  цветных карандаши по количеству детей, восковые мелки , гуашь, акварельные краски, кисточки, для нетрадиционного рисования: тычки, зубные щетки, поролон. Пластилин (наборы), глина (набор), стеки, доски. Ножницы, наборы цветной бумаги, картона, клей ПВА на каждого ребенка, клей-карандаш на каждого ребенка, кисти щетинные, подносы – тарелки).

Иллюстрации, альбомы, наглядно-дидактические пособия. Предметы для рассматривания (кувшины, блюда и т.д.). Раскраски  и трафареты по возрасту детей.

Различные музыкальные инструменты (гитара, балалайка, шумовые инструменты, дудочки, губная гармошка), атрибуты к подвижным играм, играм-драматизациям, музыкальным играм, картотеки дидактических игр (музыкальные). Портреты зарубежных и советских композиторов. Музыкальный фланелеграф. Различные виды театра, атрибуты для театральных постановок. Ширма – трансформер.

Физическое развитие

Центр спорта

Спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных и малоподвижных игр, большие и мягкие модули, нетрадиционное спортивное оборудование, массажные и ребристые дорожки для закаливания.

Подготовительная к школе группа

Социально – коммуникативное развитие

Центр игры

 

Центр конструирования

Центр игры расположен по всей площади игровой комнаты. Содержит трансформируемые и полифункциональные атрибуты к сюжетно – ролевым играм «Школа», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Полиция», наборы детской мебели, предметы заместители, предметы ряжения.

Центр конструирования содержит трансформируемые  атрибуты к сюжетно – ролевым играм «Гараж», «Автобус» и др. Наполнен разнообразным материалом для конструирования, схемами – чертежами, эскизами для самостоятельной деятельности детей.

Познавательное развитие

Центр Природы

 

 

Центр сенсорного развития

 

Центр опытно-экспериментальной деятельности

 

 

Центр конструирования

 

Состоит из комнатных растений, оборудованием по уходу за растениями,  календарь природы, природный материал для ручного труда, книг и энциклопедии о растениях и животных. Наборы плакатов, изображения растений на картинках, животных, рыб, дидактические и настольно – печатные игры конструкторы. Необходимые оборудование для самостоятельной и коллективной трудовой деятельности(тазы, фартуки, ветошь для протирания пыли, кисточки из хвостиков белочки для мытья листьев у цветов.

Центр сенсорного развития включает в себя различные пособия, книги, дидактические игры, крупные и мелкие мозаики, настольные и напольные  пазлы, волшебный мешочек для определения на ощупь предметов, пальчиковые игры.

В центре экспериментирования:  тазики, мерные стаканчики, бутылки, сосуды разной формы,  воронки, соломки для коктейлей, стеклянные трубочки, песочные часы, передники клеенчатые, клеенки, ведерки, глобус, монеты, лупа, мелкие семена фруктов, шишки, разноцветные стеклышки, веер, светлые и темные камни, вертушки, свеча, стеклянные шарики, бусы и т. д.

В центре конструирования находятся крупный, средний и мелкий конструкторы, «Лего», пластмассовые кубики. Наполнен разнообразным материалом для конструирования, схемами – чертежами, эскизами для самостоятельной деятельности детей.

Речевое развитие

Центр книги

 

Центр развиваем речь

В центре размещены полки с подборкой литературы по календарно – тематическому плану,  дидактические игры по познавательной и речевой деятельности, картотеки пальчиковых игр, тематические наборы картинок и иллюстраций

Демонстрационный и раздаточный материал по развитию речи, обучающие настольно – печатные игры, домино.

Художественно – эстетическое развитие

Центр творчества

 

Центр музыки

 

Театральный центр

В центре творчества помещены оборудование для самостоятельного творчества детей (лепки, рисования, аппликации, ручного труда), канцелярские принадлежности для продуктивной деятельности детей, альбомы «Народного творчества», раскраски, трафареты по возрасту детей.

Различные музыкальные инструменты, атрибуты к различным музыкальным играм, картотеки  дидактических музыкальных игр, портреты композиторов, фонотека.

В театральном уголке помещены ширмы для настольного театра, костюмы, маски сказочных героев, атрибуты для постановки 2- 3 сказок, куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной, пальчиковый , кукольный, настольный, перчаточный).

 

Физическое развитие

Центр спорта

В центре физического развития помещен спортивный инвентарь, атрибуты для малоподвижных игр с детьми, массажные и ребристые коврики для закаливающих процедур.