Печать
Категория: образование
Просмотров: 1615

Содержание образовательной программы

I Часть Обязательная.
I. Пояснительная записка
1. Общие сведения
1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
1.2. Характеристика педагогических кадров
1.3. Характеристика семьи воспитанников
2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения
3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
4. Особенности образовательного процесса
5. Принципы и подходы к формированию образовательной программы
II. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
2.1. Описание ежедневной организации жизнедеятельности детей
2.2 Проектирование воспитательно-образовательного процесса
- линии взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ
- режим двигательной активности
- система физкультурно-оздоровительной и профилактической работы
- структура образовательного процесса
- модель организации образовательного процесса
III. Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательных областей.
3.1 Общий объем обязательной части
3.2 План непосредственно-образовательной деятельности
3.3 Расписание организации непосредственно-образовательной деятельности в разных видах детской деятельности
3.4 Содержание психолого-педагогической работы по реализации образовательных областей
- цели и задачи
- интеграция образовательных областей с другими областями
- программы и технологии
- сочетание форм работы с детьми и детской деятельностью
IV. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
V. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения  ООП ДО
II. Часть Вариативная.
1. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста
1.1. Вариативные режимы пребывания детей первой младшей группы
1.2. Циклограмма совместной деятельности педагогов и детей
1.3. Программно-методическое обеспечение
1.4. Календарно-тематический план
1.5. Формы и методы работы с детьми
1.6. Ожидаемые результаты освоения образовательной программы
2. Особенности организации коррекционной работы с детьми в условиях
логопункта
3. Подготовка к школьному обучению детей с 6-7 лет
4. Условия реализации образовательной программы
4.1. Управление реализацией образовательной программой
4.2. Создание и обновление предметно-развивающей среды
4.3. Инновационная деятельность МБДОУ
4.4. Формы сотрудничества с семьей
4.5. Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями
4.6. Преемственные связи МБДОУ и МБОУ СОШ

Приложения

Приложение 1 – Календарно-тематический план
Приложение 2 – Модель личности выпускника
Приложение 3 – Промежуточные результаты освоения программы в каждом возрастном периоде
Приложение 4 – Модель взаимодействия родительской общественности и ДОУ

Пояснительная записка

Общеобразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 35 «Соболек» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5  до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает предоставление равных стартовых возможностей для всех детей, достижение воспитанниками готовности к школе.

1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

В 2012-2013 учебном году в ДОУ функционирует 12 групп, с общей численностью детей – 242. По возрастному составу:

Однако проблемой становится рост количества детей со второй и третьей группой здоровья. В этом учебном году появился ребенок с четвертой группой здоровья. Таким образом, распределение по группам здоровья выглядит так:

 

2012-2013 уч. г.

I

15 %

II

58 %

III

27 %

IV

0,4 %

Контингент детей: дети работников градообразующего предприятия ЛПК, ТЭЦ, ГЭС, бюджетных организаций города, предпринимателей. Комплектуется детский сад детьми своего микрорайона, а также 9, 10.

Пребывание детей в детском саду 12-ти часовое.

Утверждено расписание непосредственно образовательной деятельности в возрастных группах:

В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для физического и психического развития детей, их воспитания, обучения; творческого роста педагогов.

1.2. Характеристика образовательной среды

Дошкольное учреждение оснащено полным комплектом мебели и учебного оборудования. Повышению качеству образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создаётся за счет вариативного и рационального использования помещений – как групповых комнат, так и помещений ДОУ в целом (физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет психолога, комната психологической разгрузки).

При проектировании развивающей среды учитывалась ее динамичность. Дети хотят чувствовать себя в группе как дома, поэтому в интерьере групп есть легко трансформируемые элементы (яркие подушки, мягкие модули, индивидуальные коврик), сохраняющие при этом общую смысловую целостность.

В пределах общего пространства групповых помещений оформлена система зон, отражающих содержание разнообразных видов детской деятельности (экспериментальные центры, энциклопедические зоны, зоны творчества, игротеки).

Проводится определенная работа по оснащению педагогического процесса техническими средствами:

– магнитофоны в каждой группе;
– музыкальные центры в физкультурном и музыкальном зале;
– караоке в музыкальном зале;
– пианино;
– цветной телевизор;
– силовые тренажеры;
– видеокамера;
– мультимедийное оборудование;
– компьютер;
– ноутбук.

На территории дошкольного учреждения расположены игровые участки для каждой группы, оснащенные малыми игровыми формами, цветники, зеленые насаждения.

1.3. Характеристика социокультурного окружения  детского сада

В районе дошкольного учреждения имеются еще четыре детских сада. Однако наполняемость нашего детского сада достаточно высока. Это объясняется наличием сохранной материальной базы, набором оздоровительных и образовательных услуг.

Рядом с дошкольным учреждением располагаются школа № 13, 17, библиотека семейного чтения, краеведческий музей, библиотека «Добродар», центр детского творчества. Это создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в детском саду, расширяет спектр возможностей по организации воспитательно-образовательной работы.

Приоритетные направления деятельности

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

Основной структурной единицей образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. Образовательное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей  направленности  с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей в следующем направлении:

ü социально - личностное.

Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную активность детей.

Использование интеграции разных видов детской деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.

Реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, позволяет технология проектирования, когда соотношение «ребенок – взрослый» строится на соучастии. Используя эту технологию, педагоги нашего дошкольного учреждения ведут ребенка постепенно: наблюдения за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство, и, наконец, сотрудничество.

Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации образовательной программы

Целью воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения является создание условий, максимально обеспечивающих развитие и саморазвитие детей, а также развитие их творческого потенциала на основе формирования психоэмоционального благополучия.

Задачи:

  1. Совершенствование педагогического мастерства, использование передовых методик и технологий воспитания и развития детей дошкольного возраста.
  2. Разработка и внедрение методического обеспечения для освоения детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
  3. Расширение и совершенствование образовательных услуг, ориентированных на возраст и уровень развития детей, формирование навыков здорового образа жизни.
  4. Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.

Особенности образовательного процесса

В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей  игровой деятельностью, а  решение программных задач  осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Построение образовательного процесса образовательного учреждения осуществляется с учетом следующих принципов:

  1. Принцип комплектности. Решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи планируется с учетом взаимодействия всех факторов состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность; нагрузки на ребенка: умственной, физической, эмоциональной; положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  2. Принцип необходимости специального педагогического руководства.
  3. Принцип психологической комфортности. Обеспечение ребенку положительного «эмоционального самочувствия», состояния психологического благополучия.
  4. Принципы динамичности заключаются в постановке таких целей по обучению, воспитанию и развитию ребенка, которые бы постоянно углублялись и расширялись, а не дублировались.
  5. Культурно-деятельностный принцип. Его содержание – идея культурной деятельности как процесса, который сохраняет и пестует жизненные силы растущей личности.
  6. Принцип природосообразности. Учет биологической природы ребенка: понимание врожденных черт личности, учет возрастных и индивидуальных особенностей.
  7. Принцип взаимодействия. Взаимная обусловленность, активность всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, родителей и специалистов.
  8. Принцип педагогического оптимизма. Оптимизм – неотъемлемое условие взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Педагогическая концепция образовательной программы

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные изменения, она совершенствуется и развивается. Вместе с тем в функционировании и развитии дошкольного образования обозначился ряд проблем. В детском саду всестороннее гармоническое развитие личности ребёнка порой подменяется жёстким и интенсивным обучением, «натаскиванием» детей на определённые объёмы знаний: преувеличивается роль интеллектуальной доминанты, нарушаются права ребёнка на всестороннее гармоническое развитие. В школу приходит ребёнок, имеющий низкий порог «школьной зрелости», и в целом не готовый к учению. Сегодня, в XXI веке, общество предъявляет новые требования к образованию. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога, он становится организатором интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.

Дошкольное учреждение в этих условиях призвано обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребёнка, что даёт ему возможность успешно овладеть разными видами деятельности и основными способами «добывания» знаний.

В связи с этим коллектив МБДОУ детский сад № 35 «Соболек» определил необходимость написания данной образовательной программы.

В основе концепции Программы лежат следующие принципы:

Позволяет осуществлять гуманистическое и творческое влияние педагога на процесс развития личности ребёнка.

Предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребёнком необходимо на основе целостного знания о ребёнке (его физиологических, психических особенностей, состоянии физического здоровья, социально-нравственных представлений).

Реализуется в ходе воспитания детей как на общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих региональной культуре и данному социуму.

Позволяет организовать воспитание и обучение детей:

– по уровню развития;
– состоянию здоровья (физического и психического);
– возрастным особенностям;
– интересам и творческому потенциалу;
– половому признаку.

Предполагает беречь ребёнка от психического и физического насилия; научить педагогов и родителей действовать в поле деятельности «ребёнок – взрослый».

Цель образовательной программы – создание комплексной системы воспитания и обучения, которая обеспечит психическое и физическое здоровье детей, художественно-эстетическое и духовное развитие, социально-личностное становление дошкольника.

Задачи.

  1. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
  2. Формировать субъектную здоровьесберегающую позицию у педагогов, родителей и детей к здоровому образу жизни.
  3. Способствовать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру.
  4. Развивать эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление ребёнка как основу развития творческой личности.
  5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду как социализирующую жизнедеятельность дошкольника.

Создать условия экстраполяции практического опыта, полученного ребёнком на занятиях, в повседневную жизнь.