Родительский клуб

Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в жизни ребёнка, который изменяет почти все условия жизни малыша: режим дня, длительное отсутствие родителей, новые требования к поведению ребёнка, постоянный контакт со сверстниками, незнакомое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию и обрушиваются на него одновременно. Капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни – с такими трудностями сталкиваются родители малыша в связи с тем, что он переходит из семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Ребёнку необходимо адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Адаптация — это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Привыкание к садику должно происходить постепенно и каждый ребенок переживает период адаптации индивидуально.

Начав посещать садик, ребёнок должен уяснить, что посещать дошкольное учреждение необходимо каждый будний день. В течение 1-2 месяцев малыш привыкает к тому, что ему постоянно нужно посещать детский сад.

Итак, каждый ребёнок переживает период адаптации индивидуально. Некоторые малыши привыкают к новому режиму за пару недель и при этом отлично себя чувствуют, их аппетит в течение всего периода адаптации сохраняется. Другие малыши тяжело переносят адаптацию, они находятся в подавленном состоянии, при этом аппетит отсутствует. Плохой аппетит у таких малышей может быть и в домашних условиях.

При успешной адаптации ребенок ощущает внутренний комфорт, в поведении адекватен. И наоборот, когда ребенок дезадаптивен.

Выделяют три степени тяжести адаптации ребенка к садику: легкая, средняя, и тяжелая. При установлении степени тяжести адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения рассматривают сон, аппетит и эмоции малыша.

1. Лёгкая адаптация

Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного.

Физиологические критерии:

Здоровье

В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.

Аппетит

В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не    наблюдается.

Сон

В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть              непродолжительным. К 20 дню сон  нормализуется.

Психоэмоциональные критерии:

Эмоциональный фон

Настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем. Преобладает спокойное эмоциональное состояние, однако это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат как к положительным, так и к отрицательным эмоциональным реакциям.

Поведение

В первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации – это активный двигательный процесс. Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации.

Активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане - это смех, голосовые реакции.

2. Адаптация средней тяжести

Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса.

Физиологические критерии:

Здоровье

Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны  изменения вегетативной нервной системы.

Может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через 20-40 дней.

Аппетит

Аппетит снижается.  В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.

Сон

Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через 20-40 дней.

Психоэмоциональные критерии:

Эмоциональный фон

Наблюдается подавленность, напряженность,  пассивное подчинение. Быстрый переход к отрицательным эмоциям, частый плач, или, наоборот, заторможенность. Постепенно, обычно к 20 дню,  эмоциональное состояние  нормализуется.

Поведение

Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна. Возможен отказ от участия в деятельности, в игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может  не пользоваться.

3. Тяжелая адаптация

Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Физиологические критерии:

Здоровье

Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки  невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться.

Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.

Аппетит

Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.

Сон

Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне.

Восстанавливается примерно к 60 дню.

Психоэмоциональные критерии:

Эмоциональный фон

Отсутствие активности при стертых отрицательных и эмоциональных реакциях (тихий плач хныканье, страх, ступорозное состояние без попыток активного сопротивления).  Настроение безучастное, много и длительно плачет.

Поведение

Пассивное поведение. Активность отсутствует. Часто отрицание любой деятельности.

Период длительности адаптации зависит от уровня подготовленности малыша к изменениям окружающей среды, его умения общаться.

Адаптационный период может продолжаться от нескольких дней до года.

Период адаптации можно считать законченным в том случае, когда у ребёнка нормализовался аппетит; малыш быстро засыпает и вовремя просыпается, играет.

Поэтому в ДОУ применяется ступенчатая (постепенная) адаптация.

Воспитатели и родители малыша совместными усилиями должны помочь ребенку войти в жизнь дошкольного учреждения. Для этого необходима подготовительная работа в семье. Единые требования к поведению ребенка в дошкольном учреждении и в семье составляют важное условие, способное облегчить адаптационный период.

Режим дня в адаптационный период. В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого малыша. Со временем все дети переводятся на общий режим. Когда было знакомство в апреле с режимом дня, вы видели, что с детьми в первую половину дня проводится непосредственная образовательная деятельность, прогулка. Сейчас об этом речи нет, так как группа живет в адаптационном режиме.

Успешная адаптация к условиям ДОУ

Советы родителям!

1. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь Вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребёнка. Скажите малышу: « Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты молодец, Ты смелый, Я горжусь тобой. У тебя всё получится».

2. Рассказывайте ребёнку, что такое Детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы пошёл в детский сад. Расскажите ему о режиме Детского сада: что, и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет Ваш рассказ, и чем чаще Вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее бус чувствовать себя Ваш ребёнок в саду.

3. Проходя мимо Детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло, что он ходит сюда.

4. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребёнком, ведь его приняли в детский сад.

5. Приготовьте вместе с ребёнком «радостную коробку», складывая туда дорогие ему вещи. Это могут быть небольшие игрушки, красивые лоскутки ткани, книжки с картинками, которые привлекательные для Вашего ребёнка и уж точно обрадуют других детей. Вам проще будет отправлять ребёнка в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения.

6. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать Вас.

7. Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

8. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги детям. Ребёнок привыкнет быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей по именам, спрашивайте дома своего малыша о детях в группе. Поощряйте обращение ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в Вашем присутствии.

9. Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, что он может обратиться за помощью к воспитателю, как он может это сделать. Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Попробуйте проиграть все ситуации дома.

10. Знаете ли вы, что чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще привыкнуть Вашему ребёнку.

11. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес Детского сада и его сотрудников! Никогда не пугайте ребёнка Детским садом!