Родительский клуб

на тему «Скоро в школу»

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт.

Ребенок идет в первый класс. Родители сбились с ног. За лето он из всего вырос. Необходимо купить обувь, одежду, ранец, учебники… всего не перечислить. А главное – найти школу, где он будет учиться, а часто и деньги, чтобы за обучение заплатить. Но, при всем сочувствии к родителям, мы беремся утверждать, что у ребенка – будущего школьника, забот куда больше, чем у папы с мамой. Он вступает в совершенно «новый мир».

Что такое – «учиться»? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, - это ответственно. Теперь ребенок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно – трудовую жизнь.

Словом, у ребенка с поступлением в школу куда больше причин для беспокойства, чем у родителей.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально. Вот основные проблемы, с которыми ему приходится встретиться в школе:

- смена режима сна и питания;

- смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду;

- увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом; непривычно высокий уровень шума и «толчея» на перемене, предназначенной для отдыха (часть детей предпочитает вообще не покидать класс в это время);

- смена стиля общения с взрослыми: учитель зачастую не ориентирован на опеку, заботу и защиту, на установление индивидуальных личных контактов, и ребенок может чувствовать себя на новом месте на первых порах беспомощным и одиноким;

- необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании, еде, пользовании туалетом, в ситуации, когда за соблюдением гигиенических навыков вполне может никто не следить. Необходим полный самоконтроль;

- необходимость организовывать свое рабочее место на парте, собрать и достать пособия и учебники из портфеля и аккуратно уложить их обратно «в сжатые сроки»;

- необходимость правильно реагировать на условные сигналы – звонок на урок и на перемену – и подчинять свое поведение им, а также правилам поведения на уроке – сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции;

- коллектив из 25 – 30 незнакомых сверстников; необходимость установления контактов с ними;

- возможный неуспех в деятельности;

- увеличение объема интеллектуальной нагрузки.

Переход в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал «кризисом 7 лет».

Наступает период «адаптации» к школе, который занимает от 1 до 3 месяцев, а иногда – до полугода.

Адаптация – естественный процесс при смене ситуации развития.

Л.С. Выготский: «….. смена социальной ситуации развития в жизни и психическом развитии ребенка».

Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки.

Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причем, «оценка» и «пятерка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, так как видел, что мама купила для него все необходимое к школе. В таких детских надеждах таится большая опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты».

Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях:

«За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!», «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках будешь отвечать?».

Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при оценке их успехов, взрослые не скупятся на критические замечания и в конце концов добиваются того, что ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно понять его боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе.

Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушать ему: «Ты сможешь все, если немного постараешься».

В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы.

В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением.

Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Психологи выделяют общую и специальную готовность как два больших блока, составляющих готовность детей к школе.

К общей готовности относятся физическая, личностная (отношения с окружающими людьми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребенка к самому себе) и интеллектуальная.

К специальной – подготовка к усвоению предметов курса начальной школы, общее развитие, подготовка к чтению, письму. (Е.А. Журова, Л.Н. Невская, Н.В. Дурова)

В определении готовности ребенка 6 – 7 лет к школьному обучению необходимо учитывать так называемую «школьную зрелость» (С.М. Громбах, М.В. Антропова, О.А. Лосева и др.), то есть тот уровень морфологического и функционального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, режим школьной жизни не будут чрезмерно обременительны для ребенка и не ухудшат его здоровье.

Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, то есть «внутренняя позиция школьника».

Внутренняя позиция – это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания.

Понятие «положительное отношение к школе», включает в себя:

- наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;
- наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует школьную позицию.

НЕМНОГО ОБ ИГРЕ

Общаясь с родителями своих воспитанни­ков, часто слышишь такие высказывания: "Детям скоро идти в первый класс, а вы все играете. Это несерьезно. Мы будем ходить на курсы подготовки к школе".

И вот вечером сын шести с половиной лет прячется от мамы в шкафу и кричит оттуда: "Не хочу в школу! Хочу играть!"

Через месяц мальчик уже не кричит, а ти­хо, беспомощно плачет.

Для многих родителей детская игра - пу­стое времяпровождение. Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда - за игру.

Как объяснить взрослым, что игровая де­ятельность - основа психического развития дошкольника? В игре ребенок познает окру­жающий мир, развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются взаимоот­ношения со сверстниками, происходит ста­новление самооценки и самосознания.

В игре формируется произвольность по­ведения. Посмотрите, как ребенок играет: подчиняется ли он правилам или своим же­ланиям, считается ли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете, готов ли он к школе.

Коллективная деятельность в классе предполагает общение с другими детьми, с учителем. Поэтому так важно, чтобы до­школьники умели распределять и разыгры­вать роли, умели договариваться. Многие проницательные родители приводят в дет­ский сад перед школой своего развитого не по годам ребенка, чтобы он научился быть членом детского коллектива, умел общаться с взрослыми.

Игра помогает сформировать у детей по­ложительное отношение к школе, расширяет их представления об учебной деятельности. Интересно, что играя в школу, дети младше­го возраста берут на себя роль учителя, старшие же дошкольники предпочитают роль ученика, так как эта роль им кажется особенно значимой.

Практика показала: "недоигравшие" дети приходят в школу с низким уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но и психологические про­блемы.

Так давайте дадим детям возможность "доиграть", чтобы учеба в школе стала ус­пешной и принесла им радость.

Восемь советов родителям будущих первоклассников

1. Самое главное - поговорить с учительницей. Она должна стать «второй мамой», со­здать комфортную для учебы среду.

2.  Поговорить с родителями о том, что они думают об этом учебном заведении.

3.  Школа должна быть рядом с домом.

4. Зайдите на сайт школы и внимательно его изучите.

5. Новое школьное здание необязательно означает хорошую школу.

6.  Выбирая школу для гиперактивного или, наоборот, медлительного ребенка, нужно прежде всего выбирать учительницу. Она должна быть спокойной и уравновешенной.

7.  Домашнего ребенка, который не привык работать в коллективе, лучше отдавать в частную школу, где маленькие классы и учитель сможет уделить ему особое внимание.

8.  Болезненного ребенка лучше не отдавать в гимназию или языковую школу: процесс приготовления уроков превратится в каторгу.

Рекомендации родителям будущих первоклассников

•  Испытывать уважение к ребенку как к личности.

•  Сохранять доброжелательную эмоцио­нальную атмосферу в семье.

•  Развивать и поддерживать интерес ре­бенка к обучению.

•  Убеждать ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивать необхо­димые для этого навыки.

•  Поощрять успехи ("Ты сможешь, ты спо­собен"), не акцентировать внимание на не­удачах при обучении.

• Не требовать любой ценой только высо­ких результатов и оценок.

•  Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

•   Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).

• Строго придерживаться режима дня.

•  Перенести на субботу просмотр телеви­зионных передач, компьютерные игры (с це­лью ограничения  времени  пребывания  в статичной позе).

•  Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на при­роду, по возможности организовать посеще­ние бассейна.

•  Во время выполнения домашнего зада­ния  (не более 90 минут)  проводить физ­культминутки, следить за осанкой ребенка.

•   Для  мобилизации  внимания  ребенка напоминать правило "Успеваек":

"Делай все скорее сам, не смотри по сто­ронам,

Делом занимайся, а не отвлекайся!"

• Следить, чтобы после школы ребенок гу­лял на свежем воздухе 30-60 минут.

• Обеспечить отход ребенка ко сну не позже 21.00.

•  Посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что зав­тра все будет хорошо, все у него получится, что он очень умный и добрый.

• Следить, чтобы пробуждение ребенка бы­ло плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник у изго­ловья детской кровати противопоказано).

•  Проводить с ребенком водные гигие­нические процедуры, а после проветрива­ния комнаты - утреннюю гимнастику под музыку.

•  Перед завтраком дать ребенку выпить стакан фруктового или овощного сока.

•  Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэле­ментами, белками, легкими углеводами, ви­таминами.

•  В период риска заболевания ОРВИ да­вать в виде добавки к супам чеснок и зеле­ный лук.

•  Обеспечить ребенка одеждой из нату­ральных волокон, чтобы она способствовала полноценному  кожному дыханию  и   пра­вильному теплообмену.

•   Нужно убедительно  сказать  ребенку, что после физкультуры необходимо снять спортивную майку и надеть сухую сменную.

• Предупредить ребенка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду (если очень хочется пить, взять в столовой теплый сладкий чай с лимоном).