Дети у телевизора

Дорогие мамы, давайте вспомним, сколько раз случалось такое, что взрослым срочно надо было что-то готовить на кухне, или убирать в доме, а малыш капризничал, требовал внимания или хотел играть вместе? Что большинство из родителей предпринимали в подобных ситуациях? Я уверена, что 90% делали простое движение рукой и включали телевизор. Усаживали малыша поудобнее перед экраном и со спокойной душой отправлялись заниматься своими делами.

Мультфильм – это нарисованная жизнь на экране телевизора. Рассказанная история короткая, но имеет смысл, мораль. Основное предназначение мультфильма – и развлечь, и чему-то научить.

А что, - скажут взрослые - пусть смотрит мультики, это же для детей специально и придумали, чтобы маме было легче с ребёнком управляться. Но мало кто задумывается, так ли безопасны посиделки крохи за просмотром разноцветных движущихся картинок.

Большинство современных мультфильмов не только не развивают ребенка, но и могут нанести непоправимый урон его ещё несформировавшейся психике. Да нет же, - скажут большинство - чего такого страшного в мультфильмах? Там ведь нет сцен насилия, нет «стрелялок» и крови. Но всё ли так благополучно и познавательно для вашего ребенка? Давайте немного пройдёмся по самым известным детским мультфильмам.

Например, «Том и Джерри», где вредный мышонок и слегка туповатый кот скачут по экрану и подстраивают друг другу ловушки, разыгрывают каверзные ситуации. Дерутся, бьют друг друга по голове тяжелыми предметами – и через секунду как ни в чём не бывало продолжают свою бесконечную погоню! Вам смешно, малышу смешно… но в подсознании ребенка может отложиться – раз так делают, значит и я смогу! Вот отсюда и начинается бытовой травматизм – прыгнул со стула малыш и разбил голову – он-то думал, что получится как у героя мультфильма «Гуффи и его команда» - который в одном из эпизодов прыгнул с огромной высоты – но не разбился, а спружинил как резиновый мяч! «Утиные истории» - про дядюшку Скруджа и его скупость уже ходят легенды, он всегда в погоне за золотом, готов за деньги отдать жизнь, а его племянники – всё время попадают в нелепые истории…

Для детей постарше западная мультиндустрия начала выпускать целые мультсериалы, самыми популярными из которых на сегодняшний день являются «Спанч Боб», «Кот и Пёс», и т.д. Героями этих мультфильмов являются дети и подростки странной внешности, большеголовые, с «паучьими» ручками и ножками… В этих мультфильмах нет ни одного персонажа с нормальными пропорциями, и ведут они себя не всегда адекватно.

Помните!!! Детям можно смотреть мультфильмы. Но времени на осознанное сиденье перед телевизором лучше сократить до 20 минут. Начать просмотр лучше с простых мультфильмов с легкой рисовкой. Не надо сразу нагружать мозг ребенка компьютерными мультфильмами типа «Шрек», «Мадагаскар» и т.д. Начните с того же «Лунтика», «Винни-Пуха», «Умки». Потом хорошо «пойдут» кукольные мультфильмы, такие как «приключения домовенка Кузи».

Следует помнить, что каждый час, проведенный малышом перед телевизором снижает его словарный запас на 7%! Дети, много времени проводящие перед экраном становятся молчаливее. Обязательно, когда вы смотрите вместе мультфильм, комментируйте все происходящее, заставляя малыша невольно повторять за вами. Кроме того, ребенок может не понять сути мультфильма, поэтому полезно совместно обсуждать, что там произошло и как правильно поступать. То есть ребенок уже должен обладать достаточным словарным запасом, чтобы обсуждать мультфильм со взрослым. Психологи рекомендуют начинать показывать мультфильмы ребенку с трехлетнего возраста.

Не следует забывать, что: дети не отличают реальность от нереальности. Им кажется, что все то, что они видят в мультфильме, правда. Они начинают подражать любимым героям. Поэтому важно выбирать, какие мультфильмы показывать, а какие нет.

Задача взрослого – отличать хорошие мультики от плохих и показывать детям только хорошие, воспитывая в них такие качества, как доброта, сострадание, сочувствие, помощь слабому, вежливость, уважение к взрослым. Тогда мультфильмы будут только способствовать развитию ребенка. Миллионы родителей позволяют смотреть детям мультфильмы, которые не смотрели сами. Ведь сказка, мультфильм для ребенка, это то, что формирует модель окружающего мира. Это образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла, всего того на что он будет ориентироваться потом всю жизнь. Кстати от этого воспитания зависит, будет ли ребенок помогать Вам в старости или сдаст в дом для престарелых думая, что так и надо.

Картинка, постоянно меняющаяся на экране, не дает детскому мозгу своевременно ее «обработать». Детский мозг просто не успевает за ней. Отсюда могут возникать различные проблемы – например, дети становятся излишне нервными и возбудимыми. Ученые говорят, что мультфильмы в очень большом количестве могут довести ребенка до нервного срыва. Поэтому время и частоту просмотра необходимо ограничивать. Идеальным будет вариант, когда ребенок смотрит мультфильмы два раза в неделю.

По мнению психологов, систематический просмотр телевизора (мультфильмов в частности) вызывает психологические проблемы, которые могут усугубиться, когда ребенок станет взрослым. Поэтому надо трижды подумать, прежде чем доверить ваше чадо «на воспитание» телевизору. Страшно подумать, что ребенок впитает в себя, просматривая не всегда качественные творения западных мультипликаторов. Пока он маленький и не способен анализировать увиденное, малыш впитывает в себя как губка стереотипы мышления и поведения окружающих его людей. А если маму с папой заменяет телевизор? Даже в том случае, если ребенок не будет смотреть сомнительные мультсериалы, а лишь красивые полнометражные рисованные мультфильмы («Алладин», «Золушка», «Белоснежка», «Бемби» и т.п.), они видят вот что:

- Стереотипизация внешности. Первый образ, который воспринимает ребенок – образ женщины, архетип матери. Зачастую, главных героинь мультфильмов рисуют яркими и запоминающимися, потому что маленьких детей привлекает всё цветное. Стереотипными являются лица и фигуры (наделенные яркими физиологическими признаками пола). Самый главный, самый священный образ женщины в сказках всех народов мира, это образ матери. А теперь вспомните все американские мультфильмы, которые Вы видели и вот, что у Вас получится: мама, материнство в традиционном виде показано только в мультиках про животных (король лев, 101 далматинец и др.), они наполнены трогательными, сентиментальными и очень добрыми сценами заботы мам животных за медвежатами, котятами и т.д. В американских мультфильмах Вы не встретите ни одной матери человека с такими качествами, а наоборот видно как с помощью мультфильмов внушают детям совсем другое. Используя зрительные образы, которые появляются на очень короткое время и сознание не успевает их оценить критически, такие образы сразу внедряются в подсознание, как гипнотическое внушение (похожее на эффект 25 кадра), такое замечают только на медленном просмотре, а на обычном режиме воспроизведения видно, как что-то мелькнуло на переднем плане и Вы не предали этому значение.

- Маскулинизация (омужествление) главных героинь – они дерутся как мужчины, сами справляются с трудностями, самодостаточны и горды, смотрят на мужчин свысока (Фиона из «Шрека», женщина-капитан из «Планеты сокровищ»). Американские романтические героини наделяются (той самой, которой ребенок сочувствует и подражает) атрибутами гнева, злобы и жестокости. Вы можете себе представить русскую царевну лягушку, которая дерется как мужик или главную героиню из «аленького цветочка» которая гневается, или ругается? А вот принцесса из Шрека дерется как мужик и делает это со вкусом, весело и заразительно. Происходит омужествление женщин в американских мультфильмах, что в более взрослом возрасте приведет к сексуальной дезориентации.

- Элементы поведения в мультфильмах. Снова-таки, «Том и Джерри». У кота Тома в нескольких эпизодах появляется подружка-кошечка, которая ведет себя очень уж вызывающе для детского мультфильма. Том же в её присутствии ведет себя по-хамски – может ущипнуть, поцеловать взасос, кушать, чавкая и плюясь слюной, а кошечка воспринимает это как должное. Шрек например волочет принцессу на плече, а потом заигрывая с ней толкает ее так, что она улетает в кусты, и все это ей нравится. В наших же мультиках героиню не толкают и не волокут, потому что с женщиной так не положено обращаться. В американских мультиках идет закладка того, как необходимо обращаться с женщиной. Данный стереотип поведения с точки зрения психолога исключает в дальнейшем между полами отношения любви, уважения и супружества, заменяя их стереотипом партнерства. А партнерство как мы хорошо знаем не предполагает создание семьи и продолжение рода.

- Подмена ценностей и образов происходит на уровне подсознания: мультгерои ведут себя вызывающе и могут откровенно заигрывать друг к другу, девушки демонстрируют свои «формы» (Жасмин из «Аладдина», девушка племени майя из «Эльдорадо») и пользуются взрослыми женскими уловками. В подсознании детей откладывается, что настоящая женщина должна вести себя именно так – девочки будут стремиться в будущем стать такими же сексуальными и доступными, а мальчики будут искать половинку с такой же фигурой и поведением. Отвергается само понятие скромности и целомудрия, что неприемлемо в славянской культуре.

А теперь поговорим о садизме на примере все того же мультфильма "Шрек". Если Вы смотрели эти мультфильмы, то возможно Вы помните, как принцесса начинает петь и рядом из гнезда на ветке, взлетает птица (в гнезде несколько яиц) и начинает подсвистывать принцессе, но через какое-то время принцесса повышает голос и птицу разрывает. Принцесса смущена, но не надолго и начинают жарить те самые яйца, которые остались в гнезде. Если Вы обратите внимание на вашего ребенка в этот момент, то увидите, как ребенок хохочет над данным эпизодом, да и Вы возможно тоже смеялись. Вы сами были свидетелем того, как достигается сдвиг сознания, как на ваших глазах чужие люди сдвигают психику ваших детей. Это не просто сцена красивого убийства, это девальвация смерти. Этот эпизод перечеркивает всю систему детского представления о мире. Главная героиня наших сказок не может быть вероломной, жестокой она не может убить животное, а наоборот показывают любовь к животным. И почему наши героини из лягушек превращаются в красивых принцесс, а в Шреке из принцессы в трольшу.

Следует помнить, что телевизор – всего лишь способ развлечься, и то весьма сомнительный, поэтому доверять ему самое дорогое – собственного ребенка - не стоит. Общение с «ящиком» никогда не сравнится с полноценным общением с родителями. Категорически запрещать детям просмотр мультфильмов не имеет смысла – они найдут способ их посмотреть. Поэтому лучше предложить альтернативу – интересную книгу или познавательную телепередачу. Если же отказаться от мультфильмов невозможно – родители, возьмите это на свой контроль: просмотр должен быть совместным и с последующим разговором на тему увиденного, чтобы разбить стереотипные подмены в самом начале их возникновения